Недавно меня попросили провести экскурсию очень приятные люди, журналисты, писатели и литераторы. Они занимаются исследованием творчества Беллы Ахмадулиной, Бориса Пастернака, Булата Окуджавы и проч. Цель их визита на Святую Землю — не просто религиозное паломничество, а и паломничество по христианским местам, воспетыми поэтами. Они хотели увидеть своими глазами то, что вдохновляло столь многих на религиозные подвиги и на песнь души.
Помимо классической христианской программы было высказано пожелание посетить монастырь Креста или Крестовый монастырь, чему я была несказанно рада! Уединенная обитель, некогда центр теологической учености на Ближнем Востоке, совершенно не заслуженно выпадает из круга основных интересов туристов и паломников. Не то, чтобы туда вообще не ходят, ходят мало. Отчасти я могу понять почему: монастырь находится далеко от Старого города, в котором сосредоточенны главные достопримечательности. И все же…
Хочу замолвить слово в пользу Крестового монастыря.
О строительстве монастыря.
Никто не может сказать толком, когда именно на этом месте был построен первый монастырь Креста. Некоторые паломники приписывают строительство монастыря св. равноапостольной царице Елене. Что впрочем вряд ли: так повелось, что традиционно царице Елене приписывается огромное количество построек, если мы сложим все церкви и монастыри, которые якобы построила Елена, то скоро поймем, что на столь бурное строительство не хватило бы царской казны. (Достоверно известно, что царица Елена построила на деньги своего сына Константина Великого четыре церкви: Храм Рождества в Вифлееме, Мамврийского дуба, Храм Гроба Господня и Елионскую церковь). Некоторые паломники уточняют, что царица Елена нашла это место, но не успела построить церковь. Ее сын, Константин Великий, подарил впоследствии монастырь Креста или пустой участок земли грузинскому царю Мириану III. Царь Мириан третий принял крещение от св. Нины Каппадокийской. Он стал первым грузинским христианским царем. Собственно, за особые заслуги на поприще распространения христианства Константин Великий и подарил Мириану III землю (церковь). Уже в 327 г. Мириан III провозгласил христианство государственной религий Иберии (Грузии). А склоне лет он посетил Иерусалим в качестве паломника.
Есть еще версии. Одна утверждает, что монастырь строился по завещанию Мариана III при царе Вахтанге Горгасали (440 -502), другая — приписывает строительство монастыря византийскому царю Юстиниану I (527–565) или даже Ираклию I (610–641). Последняя версия находит подтверждение в уцелевших артефактах: фрагменты мозаичного пола возле диаконника и алтаря церкви датируются концом 5-го или началом 6-го века. Хочется обратить ваше внимание на то, что в любом случае монастырь был основан до вторжения мусульман на Святую Землю, то есть до 638 г.
От рук мусульман монастырь Креста пострадал не один раз. Так, в 796 году они завладели монастырем и вырезали всех монахов. Традиция утверждает, что в монастыре были спрятаны некоторые сокровища (манускрипты и утварь) Первого еврейского Храма, вывезенные из разрушенного Иерусалима римлянами во главе с Титом. Возможно, мусульмане решили поживится награбленным, но монахи так и не выдали местоположение сокровищ и в месте с ними ушла в могилу тайна их местоположения.
Была предпринята попытка заново восстановить Крестовый монастырь Константином Мономахом. После ужасных разрушений, произведенных на Святой Земле сумасшедшим халифом Эль-Хакимом, правителем Фатимидского халифата, который варварски разрушил и Храм Гроба Господня, Константин Мономах предпринимает титанические усилия по восстановлению Святынь. Но разрушения были столь огромными, что на восстановление в былом виде просто не хватает средств.
Грузинский царь Баграт четвертый (1027 — 1072) восстанавливает Крестовый монастырь. Основное здание строится в 11 веке до прихода крестоносцев, которые тоже приложили руку в устроении: они переделывают церковь на свой лад: девиз их строительства — «мой дом- моя крепость!». Рыцари всегда строили не просто монастыри и церкви, их постройки носили в том числе и стратегический характер, поэтому не случайно монастырь напоминает крепость.
Грузины всегда очень трепетно относились (и продолжают относиться!) к монастырю Креста. Так в 13 веке сюда прибывают из Грузии такое количество желающих жить на Святой Земле возле своего монастыря, что для этого они даже отстраивают неподалеку целую деревню (район нынешней Малхи). Так же сюда приезжает Шота Руставели, казначей царицы Тамары, автор легендарной поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Прибывает он сюда с деньгами для почетной миссии — поддержать и украсить монастырь. Он нанимает мастеров и расписывает монастырскую церковь. Внутри церкви есть фреска, которая изображает самого Шота Руставели. К сожалению, в 90-х гг. она пострадала от рук варваров, которые «боролись» с изображениями (увы, фанатиков разных мастей в Израиле предостаточно). Сегодня отреставрировали фрески, и мы можем любоваться ими в полумраке заостренных сводов церкви. О пребывании Шота Руставели в Крестовом монастыре имеется сохранившаяся запись в Синодике (поминальной книге) монастыря.
Вообще история Шота Руставели — это отдельная увлекательная лирическая страница в летописи Крестового монастыря. Придание гласит, что он был безнадежно влюблен в царицу Тамар. Безответная любовь подтолкнула его к уединенной почти монашеской жизни, кою он обрел в монастыре Креста. Здесь же он обрел свою последнюю обитель — Шота Руставели захоронен на территории Крестового монастыря или возле него, однако, никто не знает точного местоположения его могилы.
Другая версия гласит, что Тамар отвечала ему взаимностью, но чисто платонически, ибо разница в социальном статусе диктовала субординацию и правила поведения между царицей и ее подчиненным. Эту версию усиливает другое придание, которое гласит, что и сама царица Тамар захотела быть похороненной именно здесь. Утверждают, что царица Тамар или же ее сердце, покоятся где-то на территории Крестового монастыря возле возлюбленного.
Так сердца влюбленных соединяются после смерти на том самом месте, где выросло необыкновенное Дерево, из которого был сделан Крест Спасителя, дарующего вечную Жизнь.
О Древе.
Как утверждает придание на месте монастыря, то есть в достаточном удаление от древнего Иерусалима, племянник Авраама Лот посадил дерево. Вернее посадил он те самые три сухие посоха, которые оставили явившиеся к Аврааму Ангелы (Троица). Три Ангела (в христианской традиции — Троица) сообщили Аврааму, что у него родится долгожданный законнорожденный сын Исаак.
Лот с дочерями, пережившие страшное разрушение грешных городов Содома и Гоморры, остановились переночевать в пещере. Дочери Лота подумали, что они остались одни на всем белом свете и решили опоить своего отца вином, чтобы через него поиметь потомство и продолжить род человеческий. Лот в хмельном угаре предался смертельному греху с собственными дочерями. (Интересно, что по-грузински пьяница значит ლოთი, Лот-и). Когда Лот осознал степень своего падения, было уже поздно… В этом библейском сюжете обыгрывается известная парадигма Эдипа: он, как и Лот, по незнанию совершил инцест, однако неведение не снимает с него ответственности, поэтому его преследуют Эриннии.
Как возможно, если вообще возможно, искупить грех? С этим вопросом Лот обращается к Аврааму. Авраам дает ему три сухих посоха (кедр, кипарис, сосна) и говорит, что, если они трудами Лота снова станут цветущим деревом, то это будет означать, что Господь его простил. 40 лет(!) Лот ежедневно ходил к реке Иордан и приносил воду, чтобы полить посохи. (Обратите внимание на число 40 — оно конечно не случайно, в Библии все числа не случайны). Чтобы было понятно — река Иордан от места, где Лот посадил Дерево очень далеко, только на машине приходится ехать минут 45, а у Лота без машины, это занимало весь день. Как -то Сатана решил помешать Лоту: на дороге, когда Лот нес кувшин с заветной влагой, он прикинулся страждущим от жажды путником, попросил напиться, Лот дал ему воду, а Сатана одним мигом выпил ее всю до последней капли. Это означало, что в тот день Лот уже не сможет обернуться к реке Иордан за водой и полить Дерево. Но Лот за сострадание был прощен Богом. Наконец-то, посохи проснулись к жизни, сплелись в одно удивительное Дерево и стали расти. Это означало, что за послушание и глубокое покаяние Лот получил прощение.
Дерево выросло и его срубили, хотели использовать при строительстве еврейского Храма, который построил мудрый царь Соломон в 10 веке до н. э. Но по не понятной причине архитекторы не воспользовались Им и Оно пролежало на пороге Храма, где Него наступали ноги паломников, посещавших Храм. После разрушения Первого Храма Дерево перенесли к Овечьим прудам (Вифезде). Люди всегда верили в чудесные лечебные свойства воды. Возле Овечьих прудов образовалось что-то вроде водолечебницы. Больные ждали возмущения воды и, когда то происходило, бежали окунуться. Там же 38 лет с надеждой на исцеление пролежал никому не нужный расслабленный, которого исцелил Христос («Возьми свои носилки, встань и иди!»). О Дереве вдруг вспомнили, когда искали подходящий стройматериал для Креста. К слову, Вифезда находится неподалеку от Крепости Антония, где Понтий Пилат судил Иисуса (церковь Санта Анна и Первая станция Виа Долороса).
Как интересно и красиво обыгрывается тема Дерева! Адам, вкусивший от Древа Познания, обрекает себя и все человечество на Смерть, а Иисус, принявший смерть на Кресте (читай — Древе), дарует Вечную Жизнь. Дьявол искушает плодом от Древа Познания, а Господь (Троица) дарует посохи, от которых зачнется путем терпения и покаяния То Самое Дерево, на котором за человечество будет принесена Жертва во искупление первородного греха.
Весь рассказ о Лоте и Древе отражен в росписи Крипты. Строго говоря крипта находится обычно на нижнем уровне церкви, именно там хранится самое древнее и самое Святое. Комнатка, где отображено повествование о Лоте — вот Ангелы с посохами, вот Лот бежит из Содома, а его жена, оглянувшись превращается в соляной столб, вот уже Лот трудится, поливая Древо, а Сатана пытается ему помешать. — эта комнатка не расположена на нижнем уровне, но там действительно находится самое Святое — место, где выросло Древо. Когда-то это место находилось вне стен церкви, но потом сделали пристройку и занесли все под одну крышу. Паломники могут опустить в лунку, где росло Дерево, руку. Лунка отмечена серебряным кругом, там они оставляют записки с молитвами и просьбами.
Над лункой также помещены распятие с неправильной надписью на иврите (человек писавший распятие и приговор над изголовьем Христа, явно не владел ивритом, но ему очень хотелось что-то изобразить священными буквами), также там висят иконы. Присмотревшись, мы обнаружим Марию Египетскую. Почему она там?
На уместность Марии Египетской нам намекают еще львы, которые встречают нас в уютном дворике перед церковью. Они нас как бы отсылают в другой монастырь св. Герасима, который находится возле реки Иордан. Тот монастырь посвящен сразу нескольким событиям, произошедшими в Иудейской пустыне возле Иордана: св. Герасиму, который не побоялся излечить лапу льва, Марии Египетской, которая несколько лет там провела в отшельничестве, и Святому Семейству, бежавшему от Ирода Великого в Египет. Дело в том, что Лот черпал воду из Иордана, где собственно и молилась в покаяние за блуд и бесстыдство Мария Египетская.
Интерьер и роспись самой церкви посвящена Кресту и монашеству. При чем мы встречаем попеременно надписи на греческом и на грузинском языках. К 17 веку грузинская поселение, раскинутое неподалеку от монастыря пришло в упадок, потому что денежные перечисления из Грузии в связи с трудным положением в самой Грузии постепенно оскудели. Население грузинской деревни ассимилировалось и жители приняли ислам. Турецкое правительство так же наложило арест на монастырь за не уплату налогов. На помощь пришли греки, покрыли налоги и выкупили монастырь Креста.
В 1885 году греки ортодоксы открывают здесь центр монашеского учения. Особенным достоянием этого центра по праву считалась богатейшая библиотека.
О том, что при монастыре была большая семинария свидетельствуют подсобные помещения: печи для приготовления еды, колодцы прямо в помещениях, большая трапезная…. Однако к 1909 г. жизнь в этих помещениях замирает, закрывают семинарию и монастырь остается на попечение нескольких монахов.
Из этих комнат сделали небольшой музей. Помню, когда я в первый раз посетила монастырь, там был всего один монах. Монастырь все еще хранил следы былой славы и напоминал спящую красавицу, которую непременно следовало пробудить к жизни. Жизнь, пусть не бурная, вернулась в стены монастыря. Впрочем, в этом есть своя прелесть: здесь можно уединиться и окунуться в атмосферу заколдованного царства, оставившего за скобками определение пространства и времени.