Геена Огненная - Гай бен Гином.

Гай (гей)бен Гином (hином)

Гай Бен Гином, Геенна Огненная – место, которое не смотря на его знаменитость, ни много ни мало прообраз ада, не достаточно полно исследовано археологами. Это место находиться в южной стороне Сионской горы. Точнее между горой Сион и арабской деревней, вошедшей в черту современного Иерусалима, Абу Тур. Восточная граница Гай Бен Гинома заканчивается в долине Кедрон, которая находиться под Масличной горой. С западной стороны Гай Бен Гином граничит с первым кварталом Иерусалима, построенным вне городских стен, Мишкенот Шаананим и кварталом Ямин Моше.

Сначала об этимологии слова. גיא בן הינום – Гай Бен Гином , гай (гей) – это ущелье, бен – это сын, или принадлежность, например по-русски мы говорим «ИванОВ», а не сын Ивана, Гином (hином - звучит, как «Ином») – имя какого-то человека, о котором мы ничего не знаем, но можем предположить, что именно ему принадлежало ущелье. Есть и другая интерпретация Гинома, о которой пойдет речь далее. Википедия добавляет к этимологии слова, что «на др.-греч. γέεννα гéенна, встречается в Новом Завете, является фонетической транскрипцией иудео-арамейского языка евреев Вавилона (ивр. ‏גהנא‏‎ гихана).

В Коране «геенна» (араб. جهنم‎, gahannam, джаханнам) является синонимом ада и родственно другим словам из семитских языков (ивр. ‏גהנא‏‎, gēhannā; ивр. ‏גהנם‏‎, gehinnam).»

На вид прекрасное пасторальное ущелье, где растут оливы и смоковницы, однако «мы знаем», что Геенна плохое место. Свою кровавую окраску Гай Бен Гином получил в Библии, где рассказывается, что здесь приносили в жертву богу Молоху маленьких детей. Хотя самое первое упоминание этого места не носит негативную коннотацию (книга Иисуса Навина). При делении Земли Обетованной между коленами Израиля, Гай Бен Гином упоминается как граница между коленами Иуды и Беньямина.

Впрочем, кто помнит про раздел земли, когда речь идет о поле «кровавых мальчиков», о злодеяниях и мерзостях, творимых на этом месте не только язычниками, но и евреями, поддавшимся искушению идолопоклонства в период нечестивых вассальных иудейских царей, которые сначала прогибались под ассирийскими завоевателями, а потом под вавилонскими. Прогибались так, что параллельно с еврейскими ритуалами активно внедряли чуждые языческие культы и связанные с ними человеческие жертвоприношения. Во все времена пророки предостерегали евреев, не отклонятся от пути Бога Авраама, Ицхака, Якова – Бога предков, который вывел народ из египетского рабства. Пророк Ишияhу (Исаия) подвергает резкой критики жертвоприношения в ущелье Гином (Ином). Апогей критики идолопоклонства мы находим у пророка Иеремии, деятельность которого выпадает как раз на период перед разрушением Первого Храма (586 год до нашей эры), естественно разрушенного за то, что народ ударился в язычество. Гай Бен Гином становится не хорошим проклятым местом и дух смерти витает над ним.

Иереми́я (ивр. ‏יִרְמְיָהוּ‏‎, Йирмея́ху, «Господь возвеличит»; ок. 655 г. до н. э. Родом он из селения Анатот, это недалеко от Иерусалима. Иеремия второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, автор книги пророка Иеремии и книги «Плач Иеремии». Есть мнение, что он автор книги Второзаконие, именно эту книгу «вдруг» обнаружил ранее при ремонте Храма священник Хелия (Хелкиина), сыном которого является Иеремия. Удивительная находка послужила поводом для проведения религиозной реформы, но видимо те шаги, которые были предприняты для возвращения к правильному Богослужению были не достаточными и запоздалыми: язычество уже пустило корни в народной среде. В книге Второзаконие законным местом служения Господу и местом жертвоприношения Господу называется Шило. Скорее всего Иеремия потомок священников из городка Шило или Силома (Шило – город, где находился Ковчег Завета до того, как его перенесли в Иерусалим в отстроенный специально для него Храм). Иеремия называет Шило «местом, где Я [Бог] прежде назначил пребывать имени Моему». Интересно, что последний законный священник Шило, Эвиатар, был выслан царем Соломоном в Анатот (Соломону не нужны были конкуренты из старой партии священников в его новом Храме), напомню, что Анатот — это родина Иеремии.

Книга пророка Иеремии:

Глава1. Призвание пророка:

«11.Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой,2 к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его, 3 и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце.

4 И было ко мне слово Господне: 5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.

6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.

7 Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.

8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.

9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.

10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.

11 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева.»

Напомню, что жезл Аарона, брата Моисея, расцвел миндалем, это послужило доказательством того, что именно его выбирает Господь на роль Первосвященника (уместна аналогия с расцветшим посохом Иосифа Обручника).

Далее из книги пророка Иеремии, упоминание о Гай бен Гиноме и мерзостях, которые творились там

Гл.7 стих 9-11

«Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, 10 и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости.

28 Тогда скажи им: вот народ, который не слушает гласа Господа Бога своего и не принимает наставления! Не стало у них истины, она отнята от уст их.

29 Остриги волоса твои и брось, и подними плач на горах, ибо отверг Господь и оставил род, навлекший гнев Его.

30 Ибо сыновья Иуды делают злое пред очами Моими, говорит Господь; поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтобы осквернить его; 31 и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сжигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило.

32 За то вот, приходят дни, говорит Господь, когда не будут более называть место сие Тофетом и долиною сыновей Енномовых, но долиною убийства, и в Тофете будут хоронить по недостатку места.

33 И будут трупы народа сего пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отгонять их.

34 И прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос торжества и голос веселия, голос жениха и голос невесты; потому что земля эта будет пустынею.»

Что побудило людей так ужасно поступать: приносить в жертву своих детей?

«Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю!» К. Чуковский.

На самом деле в древнем мире кровавые жертвы животных и людей, было вполне нормальным явлением. Прежние жители Земли Обетованной ханаане (хананеи) и все соседние народы были язычниками, главным божеством в их пантеоне богов считался Баал (Ваал), которого отождествляют с Молохом. (лат. Moloch, греч. Μολόχ ивр. ‏מולך‏‎ Мо́лех - «царственный»). Они делали огромного бронзового идола, тело которого было человеческим, а голова быка. Внутри идол был пустым и в него клали раскаленные угли так, что все «тело» идола раскалялось. Идола изготовляли с протянутыми руками, на раскаленные руки идола клали живых младенцев-первенцев. Младенцев буквально поджаривали заживо!

Возвращаясь к этимологии слова Гином, есть еще одна версия, что это не просто имя собственное человека, который владел этим участком земли, а что Гином ( звучит как «ином») от слова ינהם– «воскречит» (инам), имеется в виду крик заживо сожженных детей. Еще одно слово «тофет», которое идет в купе с Гиномом - תופת – площадка, где совершались зловещие жертвоприношения, это слово даже в современном иврите сразу отсылает нас к ужасам концлагерей «мехонат тофет» - машина смерти (газовые камеры). Так вот «тофет» от глагола «תופף» «барабанит»: жертвоприношения сопровождалось барабанным боем для того, чтобы произвести большее впечатление, а может быть для того, чтобы заглушить детские стенания.

Коль скоро Гином упоминается в Ветхом Завете (ТаНаХе), то его не обойдет стороной Новый Завет и усугубит черный нимб над проклятым местом. В Новом Завете Геенна – это то самое место, которое было куплено на ТЕ САМЫЕ тридцать серебряников. Такую сумму получил Иуда Искариот (иш крайот) за предательство Иисуса Христа. Раскаявшись, Иуда возвращает кровавые деньги священникам, но те благоразумно рассудили, что плохие деньги не могут идти на нужды Храма. те сказали: «непозволительно положить их в сокровищницу храмовую, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та „землёю крови“ до сего дня» (Мф 27:6-8). Акелдама́, Земля́ Кро́ви или Земля́ Горше́чника (современное название Hakl-ed-damm, от арам. חקל דמא – «поле крови» (греч. ̓Ακελδαμᾶχ, Αγρός Αίματος). В Иерусалим приходили паломники, некоторые из них были одиноки и бедны, если такой человек умирал, то его все равно надо было где-то хоронить, вот под эти нужды и купили землю горшечника.

(Интересно, что св. Евсевий Кесарийский в начале 4-го века написал «Ономастикон», эдакий путеводитель по Святой Земле, об Алкедаме он говорит, что она лежит неподалеку от «Тофета в долине Еннома», но потом почему-то уточняет, что поле находится «на северных отрогах горы Сион, в том же месте, что и Голгофа», на самом деле Гином южнее. Очень странное дополнение тем более, что мы не можем упрекнуть Евсевия Касарийского в плохом знании святой географии. Церковная традиция же помещает Гином в правильное место. )

Почему в христианской традиции Гином называется землей горшечника? Потому что то, что упоминается у пророков должно обязательно сбыться. Как сказал св. Августин, Ветхий Завет содержит в себе намеки, которые открываются в Новом Завете. К тому же не надо забывать, что Новый Завет вплотную занимается «доказательством» всего того, что случилось с Иисусом Христом. В качестве доказательства используются свидетельства, что и в наше время является релевантным методом, а так же «реализация программы пророков», я бы назвала это аргументом ad bacuklum - аргумент с позиции силы! (Ведь пророки уже канонизированы и их авторитет не оспаривается!).

Пророк Захария, глава 11

«скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать серебряников . И сказал мне Господь: брось их в храмовое хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать серебряников и бросил их в дом Господень для горшечника.»

Есть христианские традиции, которые утверждают, что именно здесь повесился Иуда, тело его упало, внутренности выпали вместе с кровью, что только закрепляет за место название «поле крови». Гиноме переплетаются различные рассказы. Христианская традиция, отталкиваясь от повествования «Деяний Апостолов», говорит, что, когда Иисуса схватили, то его ученики испугались, убежали сюда и укрылись в пещере, благо дело, что погребальных пещер здесь видимо не видимо.

Не случайно в 4-ом веке в одной из пещер легендарной Геенны поселился монах-отшельник Онуфрий, он-то и отмолил проклятую землю. Сейчас на этом месте стоит греческий монастырь, где, если вы попадете, вам покажут пещеры Онуфрия и Апостолов, вообще на территории монастыря много погребальных пещер периода Второго Храма ( период Второго Храма 516 г до нашей эры по 70-ый год нашей эры).

Гай бен Гином окутан сонмом библейских историй, сказаний и мифов, которые впрочем не подтверждает археология. Для того, чтобы утверждать, что на этом месте проводили массовые жертвоприношения детей, как говорят археологи: нам нужно целое поле «кровавых мальчиков», такое, например, как в Карфагене, а оно там есть! С другой стороны, археологи раскопали здесь лишь малую часть.

Гай бен Гином потрясающее место с большим потенциалом для любознательных путешественников, надеюсь, что настанет время, когда его приведут в более «туристический вид»: почистят погребальные пещеры, раскопают тот огромный Некрополь, который сокрыт землей. Некоторые удивятся, почему до сих пор в легендарной нне провели масштабных раскопок? Раскопки дорого стоят. Но мне кажется, что деньги здесь играют второстепенный момент. Главная причина – особое отношение в Израиле к миру мертвых: его нельзя тревожить, поэтому, если строят дорогу и вдруг натыкаются на захоронение, то обходят его стороной. Ортодоксальные группы израильского общества бросаются грудью на раскопки даже тогда, когда речь идет явно не о еврейских захоронениях.

Да, в Гай Бен Гиноме открытые пещеры изучены археологами, есть пещеры, которые обнажились естественным образом в следствии дождя и оползней. Не пытайтесь самостоятельно проникнуть в не приспособленные пещеры. Путешественник, гуляющий по Гай Бен Гиному может наткнуться на маленькое отверстие, еле видное на поверхности земли, которое ведет в большую пещеру. Но без специального оборудования и защитного костюма туда лучше не совать свой любопытный нос потому, что в них могут быть змеи, а еще в душных закрытых пещерах часто нас караулит невидимый враг, вызывающий лихорадку. Причем причину лихорадки обычным анализом крови нельзя выявить, надо сказать врачам, что вы занимаетесь археологией, тогда они будут знать, какой именно анализ назначать. (Это касается и «проклятия фараонов»: известно, что многие исследователи захоронений фараонов пали жертвами неизвестной болезни, только в 1962 году врачи разгадали загадку «проклятий», им оказался микроб, часто обитающий в склепах).

Что же подтверждает археология? Если бы у нас были волшебные очки, позволяющие видеть сквозь землю, то мы бы увидели , что весь склон Гай Бен Гинома похож на сыр с дырками- пещерами, переходящими одна в другую – огромный город мертвых.

Здесь был Некрополь, но не для бедных: судя по роскошности погребальных пещер речь идет о захоронение богатых и знатных людей. Здесь находятся самые красивые погребальные пещеры периода Второго Храма, об этом можно судить по тому, как они украшены, некоторые элементы декора явно были заимствованы из еврейского Храма, явно приглашали лучших мастеров для устройства пещеры, впечатляет так же сам размер захоронений.

В наше время людей в основном хоронят в земле. В те времена бедных тоже хоронили в земле. Погребальные пещеры – это роскошь. Не удивительно, что пещеры привлекали и привлекают охотников за сокровищами. С одной стороны, полиция преследует по закону таких копателей, с другой стороны, не всегда удается их поймать и тогда археологи приходят на новую раскопку и исследуют ее.

На экскурсии я рассказываю и показываю пещерные захоронения периода Первого Храма ( в другом месте) и периода Второго Храма. Рассказываю о внутренней архитектуре захоронений. История Гай Бен Гинома не заканчивается библейским периодом, о чем свидетельствуют остатки строений разного периода, они тоже видны на поверхности земли. Гай Бен Гином потрясающее место, надеюсь, что, когда его приведут в порядок, оно станет таким же знаковым, как и главные места, упомянутые в Библии.

Фотоальбомы к записи

Комментарии
[ 0,03926 ] / [ 56 ] / [ 0,02426 ]