О Библии, о короне, о сарафанах, но сначала немного о логике....

2 1

Человек – существо темпоральное, то есть временнОе. Я заимствовала термин «темпоральный» из философской дисциплины, которая называется логикой.

Развитие логики привело в свое время ( первая половина 20-го века) к безумной идее создания искусственного разума. Сейчас мы уже знаем, что идея оказалась не такой уж безумной. У нас у каждого есть компьютеры, мы привязаны к своим умным телефонам, скоро вообще уйдет поколение до интернетовских «динозавров».

Логика в целом занимается вопросом истинности высказываний. Есть простые высказывания, как то «трава имеет зеленый цвет» = А, «трава имеет желтый цвет» = В, эти высказывания мы можем связать словами «и», «или», «не» и т.д. Потом мы записываем предложение «Трава имеет зеленый И трава имеет желтый цвет», получается «А и В». Если А истинно, В истинно, то А и В тоже истинно. Ну а потом, мы подставляем эти значки в логические формулы, примерно как в математике. (Кстати, истинна записывается значком «1», а ложь – «0», кто занимался компьютерами, сразу поймет откуда ноги растут у языков компьютерных программ).

Но человеческий мир не ограничивается описанием простых предложений. Поверьте, простые предложения (пропозициональной логики ), не смогут «работать» с десятью Заповедями, где есть связки не только «и» «или», но и «можно», «нельзя», «должно». А это ведь для нас для человеков самое главное. Нам по большому счету все равно, вращается ли Земля вокруг солнца или наоборот, но совсем не все равно, кто будет президентом, и уж тем более не все равно, добрые ли у нас соседи ( не могу вспомнить, чья эта мысль Камю или Сартра). Так вот «человеческими» высказываниями занимается модальная логика, а у нее есть раздел – темпоральная логика. Вот, наконец-таки, добрались до нее!

Темпоральная логика (временна́я логика; англ. temporal logic), это логика, которая занимается высказываниями с временными аспектами, то есть такими предложениями, где есть последовательность явлений во времени. Вот, например, я говорю: «Осень в Израиле - это пик туристического сезона» - обычно так оно и есть, но это предложение будет истинным для времен «до короны» и никак не сейчас.

Темпоральная логика как и вся модальная логика занимается очень «человеческими» высказываниями, которые описывают наше ощущения мира и себя в нем. Те́мпус (лат. tempus букв. время) – оказывается у времени есть не только такие характеристики, как длительность «я работаю восемь часов подряд», оно может вдруг незаметно пролететь «работа была такой интересной, что время пролетело незаметно», оно может иметь частоту и ритм «ритм большого города ускоряет жизнь» и т.д.

Я считаю, что человек – это существо, которое очень чувствительно ко времени во всех его проявлениях: длительности, цикличности, ритмичности, интенсивности… Наверное, не случайно Господь прежде чем сотворить человека творит время.

О Библии, о короне, о сарафанах, но сначала немного о логике....

Первые строки Библии, рассказ о сотворение мира, Господь творит время:

Глава 1

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И далее:

  1. И сказал Б-г: Да будут светила на своде небесном, чтобы отделять день от ночи; и будут они для знамений, праздников לְמוֹעֲדִים, дней и лет; 15. И будут они светилами на своде небесном, чтобы светить на землю! И было так. 16. И создал Б-г два великих светила: светило великое для правления днем и светило малое для правления ночью, и звезды. 17. И поместил их Б-г на своде небесном, чтобы светить на землю, 18. И править днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И видел Б-г, что хорошо. 19. И был вечер и было утро: день четвертый.

Прежде всего Господь творит ВРЕМЯ. При чем здесь две концепции времени: векторное время ( день сменяется ночью и так до бесконечности и только вперед) и цикличное время ( временную последовательность: дни, года, которые наполняются сменой сезонов и сезонных праздников и знаковых дат).

Трагичность человеческого существования выражается в векторном времени: человек рождается, но он смертен, последняя остановка – смерть. А если вспомнить слова М. Булгакова, что человек не просто смертен, но и внезапно смертен, то с этой мыслью вообще невозможно жить и строить какие-то планы на будущее. (Отсюда рождается вопрос о смысле жизни: а зачем жить, если все равно умрем.) Но Господь бережно заботится о венце своего создания – о человеке, поэтому до творения человека Он создает цикличное время. У нас есть смена времен года: весной сеют, осенью жнут, тогда-то празднуют Новый год или, если мы говорим о религиозных людях, то тогда-то празднуют кто Песах, кто Пасху, тогда-то Шавуот и Суккот… И весь год читают каждую неделю по недельной главе… это успокаивает: что было, то будет… в этой цикличности, как в замечательной обертке, как в зоне комфорта, мы можем строить планы на будущее.

Корона ломает наши планы, выбирает нас из "зоны комфорта", и все же она не способна устранить Солнце, Землю и звезды, которые сотворил Б-г для цикличности времени, из которой произрастает вера, что следует шить сарафаны.

— Что происходит на свете?— А просто зима.

— Просто зима, полагаете вы?— Полагаю.

Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю

в ваши уснувшие ранней порою дома.

— Что же за всем этим будет?— А будет январь.

— Будет январь, вы считаете?— Да, я считаю.

Я ведь давно эту белую книгу читаю,

этот, с картинками вьюги, старинный букварь.

— Чем же все это окончится?— Будет апрель.

— Будет апрель, вы уверены?— Да, я уверен.

Я уже слышал, и слух этот мною проверен,

будто бы в роще сегодня звенела свирель.

— Что же из этого следует?— Следует жить,

шить сарафаны и легкие платья из ситца.

— Вы полагаете, все это будет носиться?

— Я полагаю,что все это следует шить.

Ю. Левитанский

Комментарии
[ 0,05728 ] / [ 53 ] / [ 0,03997 ]