Гильгаль. Археология с Библией в руках.

Многих интересует вопрос, являются ли библейские истории мифами, которые со временем сформировали национальное самосознание еврейского народа, или же это это вовсе не миф. Что если сначала были реальные истории, и только потом они немного обросли мифическими элементами? Этот вопрос особенно занимает умы археологов, которые производят раскопки на земле Израиля. Так или иначе главным письменным документом, повествующем о древних событиях на Святой Земле, является Ветхий Завет или, как его называю на иврите, Танах.

Поиском археологических подтверждений или опровержений библейских рассказов занимался замечательный израильский археолог Адам Зерталь. Родился Зерталь в 1936 году, рос в кибуце Эйн Шемер. В археологию он пришел не сразу, только в 1976 году. Адам Зерталь получил тяжелое ранения в боях войны Судного дня 1973 года, после чего год провел в госпитале и до конца дней своих ходил на костылях. По его собственному признанию, именно в этот период он заинтересовался археологией, ставшей в итоге его призванием.

Гильгаль. Археология с Библией в руках.Гильгаль. Археология с Библией в руках.Гильгаль. Археология с Библией в руках.Гильгаль. Археология с Библией в руках.

Адам Зерталь пришел к выводу, что два следующих отрывка из Библии связаны между собой и имеют археологического подтверждение.

«Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам»
Иисус Навин 1:3

Перед вступлением в Землю Обетованную эти слова через Моисея Господь передает народу Израиля.

Как ни странно, но эти слова перекликаются с другими словами из книги Царств 11:14

«И сказал Самуил народу: пойдем в Галгал, и обновим там царство.» Книга Царств 11:14

Эти слова говорит народу пророк Самуил перед провозглашением Саула царем.

Мы знаем из Ветхого Завета, что народ после исхода из Египетского рабства вступает в Землю Обетованную, переходит через реку Иордан. Есть такое место на реке Иордан, которое называется Касар эль Яхуд, которое почитается евреями как место вхождения народа в обещанную еще Аврааму страну, а христиане дополнительно связывают это место с местом Крещения Иисуса Христа. Касар эль Яхуд располагается неподалеку от первого завоеванного евреями города Иерихона (Земля хоть и была обещана евреям, но она была заселена разными народами, доминирующим из которых были ханаане (хананеи), тоже разновидность семитских народов).

Иерихон пал первым. Однако ученые утверждают, что захват всей Святой Земли растянулся на 200 лет, это больше, чем указано в Библии, которая приписывает захват военному гению Иисуса Навина. (Историческая справка: Евреи появляются здесь в конце 13-го или в начале 12-го века до нашей эры. Этот период называется ранним железным веком. После образования единого еврейского царства в 10 веке до нашей эры, - оставим спор о реальности царей Давида и Соломона, - начинается период позднего железного века, который заканчивается с разрушением еврейского Храма в 586 году до нэ.)

Адам Зерталь занимался периодом раннего железного века (12-10 вв до н.э.). Как и все археологи, он сначала провел теоретическое исследование, предположил, где надо копать, чтобы обнаружить самые первые признаки присутствия евреев на земле Израиля: от Иордана и постепенно в глубь страны. Потом он провел визуальное исследование местности. И сделал он это с помощью съемок местности с воздуха. Затем он провел пробные «точечные» раскопки, в ходе которых подтвердилось его предположение, что еврейское присутствие начинается снизу от реки Иор дан и постепенно распространяется на другую территории. Самые древние остатки керамической посуды, костей кошерных животных найдены недалеко от Иордана.

Только благодаря воздушным съемкам А. Зерталь заметил удивительные объекты, напоминающие отпечаток человеческой ноги.

Было обнаружено пять огромных «ступней» в разной степени сохранности. Все «отпечатки ног» датируются 12-11 вв до н.э. Первый археологический объект Зерталь нашел возле современного еврейского поселения Аргемон, второе – возле Яфит. Вскоре профессор Зерталь осознал, что перед ним грандиозное археологическое открытие. Эти «следы ног» - места отправления религиозных обрядов древними израильтянами. Перед совершением очередной военной операцией надо было заручится поддержкой Бога, также надо было принести свои жертвы на еврейские праздники. Возможно, одна и «ступней» сооружена еще Иисусом Навином! А. Зерталь продолжил свои поиски и обнаружил еще три подобных объекта: третья «ступня» была найдена возле ручья Тирца, четвертая – возле поселения Римон, пятая – возле поселения Несуа и оно было сильно повреждено арабским населением, проживающим вблизи.

Гильгаль. Археология с Библией в руках.Гильгаль. Археология с Библией в руках.Гильгаль. Археология с Библией в руках.Гильгаль. Археология с Библией в руках.

Аналогичных археологических объектов не было больше найдено на Ближнем Востоке, то есть они совершенно уникальны!!! И судя по находкам посуды и костям кошерных животных речь идет об израильском культе Яхве. Зерталь сделал смелое предположение, что эти объекты являются библейским «Гильгалем».

Многие исследователи пытались понять, что такое библейский «Гильгаль» (גלגל) и где он находится. Пока Зерталь не увидел его с неба , многие привязывали «Гильгаль» к месту, которое по-арабски называется Джильдалия. Так очень часто бывает, что древнее еврейское название в измененном варианте продолжает жить в арабском языке.

«Гильгаль» есть удвоение корня «галь» (גל) – волна, кстати этим объясняется происхождение названия другой местности - Галиль (Галилея), местность с волнистыми холмами, тоже от корня «галь». Два «галя», две волны очерчивают округлую форму. И хотя «Гильгаль» не имеет форму идеального круга, а похожа на ступню, ритуальные хождения, совершаемые внутри «ступни» были круговыми.

Действительно, в этих культовых местах был найден жертвенник, на котором совершали заклание животных. К жертвеннику вели обнесенные камнем проходы, каменная разметка «коридоров» в некоторых местах довольно хорошо сохранилась, пол в проходах также был вымощен камнем, фрагментарно сохранился и он. Паломники шли по проходам круговыми движениями по периметру «ступни» и постепенно приближались к алтарю, который располагался как бы под «большим пальцем ноги».

К ритуальному хождение кругами можно отнести хороводы в примитивных сообществах, хадж в Мекку, хождение в церквях, добавим, что хождение было и в еврейском Храме, а теперь нечто подобное совершают в синагогах на празднике.

На иврите есть выражение «3 регалим» (шлоша регалим – שלושה רגלים). «Регель» - дословно «нога», но в данном случае речь идет о трех главных еврейских праздниках, на которые все евреи должны были прийти в Храм и принести свои жертвы: это Песах (еврейская Пасха, весенний праздник), Шавуот (соответствует Пятидесятнице, празднуется летом) и Суккот (праздник Кущ, празднуется осенью).

До постройки Храма Ковчег Завета с десятью Заповедями хранился в «полевом» переносимом Храме-Шатре, называемом Скинией. Мы можем легко представить себе, что на Гильгале какое-то время стоял Ковчег, пока его не переместили в город Шило и только в 10 веке до н.э. в специально построенный Иерусалимский Храм.

В иврите так же есть выражение «алия ле-регель» (עליה לרגל) – дословно «поднятие к ноге», но переводиться как праздничное паломничество. Судя по находкам Зерталя «алия ле-регель» некогда было буквальным актом – народ поднимался на Гильгаль. Гильгаль строили на возвышенности, но так, чтобы вокруг были и другие высотки, откуда народ мог смотреть на происходящее. Гильгаль был настолько важным объектом, что не случайно он упоминается в Библии 39 раз!

Кстати, если мы посмотрим на очертания древнего Иерусалима, который уже включил в себя Храмовую гору, то увидим «ступню». Древний Иерусалим располагался на высотке горы, но вокруг него через овраги были более высокие горы.

«Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.»
Псалтирь 124:2 – Пс 124:2»

Позволю себе сделать несколько спекулятивное предположение. Царь Давид завоевывает евусейский Иерусалим, который сам по себе не напоминает очертаниями своими Ступню. Но взор Давида обратился на прилагающую к евусейскому Иерусалиму гору Мория. Давид выкупает эту гору у Орны евусея. На горе Мория Давид запланировал построить Храм. Однако Господь отказал Давиду в чести устроительства Храма за его грехи. Этой чести был удостоен сын Давида, царь Соломон. Вместе с горой Мория город приобретет форму ступни.

Гильгаль. Археология с Библией в руках.Гильгаль. Археология с Библией в руках.

Почему Гильгаль имеет форму человеческой ступни?

Археологами были найдены в египетских пирамидах сандалии фараонов с рисунками и знаками того, какие народы они завоевали. Ступня фараона символизирует власть фараона над подчиненными землями и народами.

Израильские племена под руководством Моисея вышли из Египта, но безусловно длительное пребывание в Египте оставило свой отпечаток на мировоззрение евреев. Это проявляется в религиозном переосмысления «ступни», как связи Бога с человеком, вспомним слова, которые говорит Господь Моисею:

«И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь свято»
Исход 3:5 – Исх 3:5:

Ступня – это средство связи еврейского народа со своей Землей.

ולא אוסיף להסיר את רגל ישראל מעל האדמה אשר העמדתי לאבתיכם

«Не буду дальше удалять ног Израиля от Земли, которую Я обещал праотцам»

Ступня – это средство подавления врагов.

יַדְבֵּר עַמִּים תַּחְתֵּינוּ וּלְאֻמִּים תַּחַת רַגְלֵינוּ.

Псалом 46 : «Покорил нам народы и племена под ноги наши»

Ступня – это самая нижняя часть тела. Порой Господа представляют в образе горы, и тогда получается, что человек может приблизиться только к стопам Господа. Метафорически, а в нашем случае и не совсем метафорически, народ связывается и припадает к Господу через Его «ступни».

Образ ступней ног используется для передачи связи Бога с Землей Обетованной.

כה אמר יהוה השמים כסאי והארץ הדם רגלי

«Так сказал Господь: небо престол Мой, а земля – подножье ног Моих» Исая 66:1

Так что Гильгаль – это не просто ритуальная постройка в форме «как-то там» ноги, а это «ноги Господа», которыми Он ступает на Землю и таким образом «метит» ее и «закрепляет» за своим народом.

На этом можно было бы поставить точку, но мне хочется показать, как тема Стопы обыгрывается в христианстве. Здесь мы отойдем от археологии и войдем в область теологии и традиции.

Гильгаль. Археология с Библией в руках.

Гробница Захарии в Кедронской долине , она же Иосрфатова долина.

На вершине горы находится место, с которого Иисус вознесся на небеса.

Гильгаль. Археология с Библией в руках.Гильгаль. Археология с Библией в руках.

Туда же Он вернётся во Второе пришествие. На месте Вознесения есть отпечаток Стопы Спасителя ( второй отпечаток отпилили и он хранится на территории греческой патриархии , что возле Храма Гроба Господня).
Итак, ноги Иисуса стояли здесь. В чем связь между отпечатками стоп Спасителя и пророчеством Захарии , которое также перекликается с Откровением Иоанна?

1 Смотрите, наступает день Господа, когда награбленное у вас будут делить на ваших глазах.

2 Я соберу все народы под Иерусалимом, чтобы воевать с ним. Город будет захвачен, дома разграблены, а женщины обесчещены. Половина горожан пойдет в плен, но половина останется в городе.

3 Тогда Господь выйдет и сразится с этими народами, как сражается Он в день битвы.

4 В тот день Его ноги встанут на Оливковой горе, что к востоку от Иерусалима, и Оливковая гора расколется надвое, с востока на запад, открыв огромную долину, и половина горы отодвинется на север, а половина на юг


Захария глава 14 Оливковая гора = Масличная или Елионская

Гильгаль. Археология с Библией в руках.

Комментарии
[ 0,05571 ] / [ 52 ] / [ 0,03635 ]