В Иерусалиме есть место, которое называется горой Герцля. Это большое кладбище, где хоронят людей, принадлежащих к пантеону Израильского государства: премьер министров, президентов, спикеров парламента (Кнессета). Создать кладбище главных людей страны – такова была изначальная идея. Однако сейчас там хоронят рангом попроще: павших израильских солдат, людей, погибших в террористических актах, то есть тех кто прямо или косвенно пострадал за идею создания государства.
Первым, кто был похоронен на Горе Памяти был отец-основатель сионизма Теодор Герцль. Герцль оставил подробное завещание, в котором просил похоронить его изначально в Вене рядом с отцом, а потом, когда наступит время, то есть когда образуется еврейское государство (в это он свято верил!), он просил, чтобы еврейский народ перенес его останки в Землю Израиля.
14 августа 1949 г., всего через год после основания государства Израиль, через 45 лет после смерти Герцля, его останки перевозят из Австрии в Иерусалим. Со всех концов страны стекались огромные людские толпы, чтобы проводить главного сиониста на вечный покой на земле его мечты. Через несколько лет доставляют останки отца Герцля на перезахоронение в Иерусалиме.
Прах Т. Герцля покоиться на горе, названной в его честь. При входе на кладбище есть небольшой, но очень симпатичный музей, рассказывающий историю жизни этого удивительного человека.
Часто сюда привозят группы школьников и туристов, проводят экскурсии. Посещая места захоронения людей, которые многое сделали для существования государства Израиль, мы можем приоткрыть занавес личных историй и заодно почтить их память.
Я хочу рассказать вам историю перезахоронения детей Герцля, которая в свое время поразила меня. Чтобы понять всю трагичность судьбы детей Герцля и те баталии, которые разворачиваются уже задолго после их смерти, давайте вспомним основные вехи биографии Герцля.
Теодор ( Биньямин Зеев) Герцль родился 2 мая 1860 г. в Будапеште, в семье зажиточных ассимилированных евреев, которые, однако, не чуждались своего еврейства. Мать - Жаннет Герцль (урожденная Диамант), отец – Яаков Герцль ( его корни восходят к известному каббалисту Рабби Йосеф беш-Шломо Тайтацак (1465-1546)). Сестра Герцля, Паулина умерла в юном возрасте.
Каждая еврейская мама видит в своем сыне если не бога, то будущего доктора или на худой конец юриста.
Видимо поэтому в 1878 г. семья Герцля переезжает из Будапешта в Вену, где Герцль начинает учиться на юридическом факультете Венского университета. В то время Герцль очень далек от сионизма и от еврейской тематики вообще, хотя уже тогда на него производит неприятное впечатление книга философа Е.Дюринга «О еврейском вопросе», скорее всего Герцля поражает наличие махрового антисемитизма у прогрессивного образованного человека, которым себя считает Дюринг и сам Герцль.
Закончив юридический факультет, Герцль достаточно быстро обнаружил, что, будучи евреем, ему не сделать блестящую карьеру на поприще юриспруденции. А амбиции Герцля всегда были очень высоки!
В своих автобиографических заметках (1898) он писал: «Будучи евреем, я бы никогда не смог занять пост судьи. Поэтому я расстался одновременно и с Зальцбургом, и с юриспруденцией»
С 1885 года Герцль посвятил себя всецело литературной деятельности. На этом поприще Герцль добился определенных успехов, но не тех, которые могли удовлетворить его непомерные амбиции.
В 1889 г. Герцль женится на Юлии Нашауэр, она родилась в зажиточной семье и получила хорошее приданное.
С 1891 г. по 1895г. Герцль работает корреспондентом в венской газете «Neue Freie Presse» в Париже. Тогда-то под влиянием нашумевшего антисемитского дела Дрейфуса Герцль вплотную обращается к еврейскому вопросу. Герцль изложил свою программу преодоления антисемитизма, путем создания еврейского государства. В 1896 г. выходит в свет небольшая брошюра под названием «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat). В том же году были опубликованы её переводы на многие языки в том числе и на русский.
Идею воссоздания еврейского государства под эгидой мирового сообщества в той или иной форме высказывали почти все предвестники сионизма (М. Ноах, Ц. Х. Калишер, И. Алкалай, М. Гесс) и идеологи Ховевей Цион (Л. Пинскер и другие), лишь Т. Герцль, не знакомый с трудами своих предшественников (к слову, многие положения Пинскера Герцль повторяет в своей книге, но это не плагиат, «то, что носится в воздухе, может прийти одновременно сразу в несколько голов!»). Почему получилось у Герцеля, а ни у кого-то другого?
Ответ на этот вопрос надо искать и в личных качествах Герцеля, в той страсти, с которой он подошел к несправедливому отношению к себе и своим соплеменникам, и в горячем желании реализовать свои огромные амбиции.
Герцль проявляет себя в качестве хорошего «продавца» идеи – в ход идет все – пиар (встречи с великими мира сего, фотомонтаж – первый фотомонтаж в мире, изображающий, однако, реальную встречу Герцля с немецким кайзером Вильгельмом вторым), он показывает выгоду от переселения евреев в свое государство: это выгодно евреям (продумывает детали, как евреям переселится и не потерять свое имущество, а бедным только улучшить свое экономическое положение – кварталы для рабочих, почти баухауз!), это выгодно антисемитам (встреча с русским министром Витте – освобождаем вас от революционеров, освобождаем места для не-евреев). Герцль рисует радужные картинки светлого будущего.
Главный лозунг – «Мы отстаиваем свое достоинство!» , романтичный и утопичный девиз. Герцль даже высказывает идею по поводу, как надо ставить на место антисемитов - вызывать их на дуэль. Не чурается Герцль и эксплуатацией библейских символов - сравнивания переселение в Израиль с выходом из египетского рабства, говорит, что на сей раз «мы не забудем взять горшки с мясом»! Соответственно, на себя Герцль примеряет роль Моше (Моисея), который выводит народ из египетского рабства.
Подводя итоги, Герцль заявляет, что переселение евреев в свое государство, выгодно всем! Единственный удручающий момент переселения – это то, что евреи будут вынуждены расстаться с могилами своих близких. Кстати, здесь он мыслит по-еврейски. Герцль подчеркивает крепость семейных уз в еврейской среде. Переселятся в собственную страну он предлагает семьями и общинами, проводниками идеи сионизма будут , по его мнению, раввины.
На реализацию своего сумасшедшего проекта Герцль тратит все свое состояние, включая приданное своей жены. В последствии его жена будет вынуждена выставить на продажу даже мебель. Мебель перекупил друг Герцля - Вольфсон, благодаря чему у нас есть возможность лицезреть ее в музеи Герцля на горе Герцля. (В последствии жене начисляется пенсия от Сионисткой организации).
Авраам Геллер, "Теодор Герцль" так описывал отца сионизма:
"Герцль нравился и очаровывал людей, и с самого начала его появления вокруг его личности стали создаваться легенды. Насколько высоко его ценили и как ему верили, можно судить по отношению масс к нему после того, как стало известно о его первой поездке к султану. Когда поезд остановился проездом в Софии, на вокзал, приветствовать его, пришла почти вся еврейская община и вагон, в котором Герцль сидел, забросали весь цветами. Офицеры болгарской армии, напуганные этим зрелищем, стали перешептываться между
собой: «Это будущий еврейский царь». Такие же сцены повторялись на его обратном пути. Герцля на руках отнесли в синагогу и, когда он, приблизившись к святому алтарю (Арон га-кодеш), не захотел стать к нему спиной, собравшиеся в синагоге закричали: «Ты для нас такой же святой, как и Арон гакодеш!» (Арон кодеш – шкаф для хранения свитков Торы в синагогах.)
Казалось бы, вот он долгожданный успех! Вот она слава! Но что стоит за этой славой?
Герцль тратит деньги своей семьи, не уделяет семье внимание, по существу приносит свою семью в жертву для реализации идеи сионизма и своих личных амбиций.
Судьба детей Герцеля была трагична. Старшая дочь Паулина (1890—1930) покончила жизнь самоубийством, так же как и сын Ханс (1891—1930), который в 1906 г. принял христианство, а после смерти сестры застрелился на её могиле в Бордо (Франция). Младшая дочь Маргарет (известная как Труде; 1893—1943) провела большую часть жизни в больницах и закончила ее в нацистском концлагере Терезиснштадт, а значит могилы не существует: ее тело , как и миллионы других тел еврейских узников, было сожжено. Единственный внук Герцля (ребенок Труды) покончил с собой в 1946 году.
Скорее всего, Герцль осознавал тот факт, что ради реализации идеи сионизма он пожертвовал семьей. В своей завещании он предпринимает попытку «компенсировать» ущерб. Вот его завещание, написанное в 1903 г. не задолго до смерти:
«Я хочу быть похоронен в металлическом гробу рядом с моим отцом и оставаться там, пока еврейский народ не перенесет в Эрец-Исраэль мои останки, гроб моего отца, моей дочери Полины, и моих близких родственников что умрут до времени переноса».
Именно это завещание под грифом «Совершенно секретно» (!) обнаруживает профессор Ариэль Фельдштейн в Иерусалимском архиве.
Профессор А.Фельдштейн из университета Бен Гурион в ходе написания своей докторской, посвященной наследию Бен Гуриона, отправляется в Иерусалимский архив, где и натыкается на завещания отца-основателя сионизма Т. Герцеля.
В том, как Герцель подробно расписывает свое захоронение в Израиле, профессор Фельдштейн видит продолжение театральной стороны личности Герцеля. Но почему Бен Гурион скрывает завещание Герцеля и не выполняет волю усопшего до конца? Этот вопрос не дает покоя А.Фельдштейну.
Фельдштейн едет за свой счет в Бордо, где похоронены дети Герцеля Ганц и Паулина.
Могилы жены Герцеля, как и могилы младшей дочери Герцеля Труде, не существует. Жена Герцеля страдала душевным расстройством и содержалась в клинике, где и скончалась. По ее просьбе тело ее было кремировано (очень не по-еврейски!). Сын Ганс получил урну с пеплом матери для дальнейшего захоронения. Однако Ганс забывает урну с пеплом в поезде, конечно, не специально (!). Он находился в очень подавленном душевном состоянии и, скорее всего, казнил себя за это всю оставшуюся жизнь.
Дочь Паулина, названная в честь любимой сестры Герцеля, тоже страдала психическим заболеванием и поэтому врачи ей прописали морфий. Не совсем понятно специально ли Паулина приняла большую дозу морфия, приведшую к ее кончине, или просто это была ошибка врачей. Фельдштейн утверждает второе – ошибка врачей, особенно это он утверждал перед раввинами, чтобы получить разрешение на перезахоронение. Интересно, что ашкеназкие раввины отказались дать кашрут на перезахоронение (кашерными называются вещи, продукты и поступки, которые согласуются с нормами еврейского религиозного свода законов и предписаний – Галахой, которая в сою очередь опирается на Торе). Этим занялся сефардский раввин.
Ганс не смог должным образом захоронить свою сестру у него не было на это средств. Эмоционально разбитый, укоряющий себя за то, что не смог похоронить мать, а теперь и любимую сестру, он, стреляет себе в голову прямо на могиле сестры в городе Бордо. Его смерть точно нельзя списать на ошибку врачей. Самоубийство в чистом виде. А как иначе, ведь его честь была посрамлена, для Ганса же слово «честь», как и для его отца, не было пустым звуком. (Напомню, что сам Герцель предлагал вызывать обидчиков на дуэль).
Герцель не смог уделить внимание своей семье, не смог обеспечить достойное существование своей жене и детям. В своем завещание он постарался компенсировать то, что не смог дать при жизни – честь, честь быть захороненными на израильской земле.
Профессор А. Фельдштейн решил исполнить последнюю волю главного сиониста. Он покупает за собственные деньги билет во Францию и направляется в Бордо. Какого же было его разочарование, когда он, после долгих блуждание по огромному кладбищу не находит могилы Паулы. Это подобно поиску иглы в стоге сена.. Однако фортуна повернулась к нему лицом, и уже на выходе из кладбища, он встречает пожилую женщину, заводит с ней разговор, а та ему сообщает, что дочь Герцеля, Паулина, покоится рядом с ее матерью! Окрыленный такой удачей, профессор Фельдштей мчится обратно домой в Израиль, чтобы объявить о своей находке! Наконец-то, можно в полной мере осуществить желания Герцеля.
В Израиле к находке Фельдштейна отнеслись очень прохладно. Профессор натыкается сразу на две стены: сионистский лагерь не хочет бросать тень на светлый образ главного сиониста, а религиозный лагерь видит в идеи перезахоронения «проблематичных» детей Герцеля расхождение с галахическими постановлениями.
6 лет заняло у профессора Фельдштейна на исполнение воли Герцеля. На каком-то этапе, как признается сам профессор Фельдштейн, у него появилась шальная мысль самому перевести останки детей в Израиль и тайно их перезахоронить. Однако, он во время остановился, правильно рассудив, что перезахоронение останков детей Герцеля должно быть государственным актом.
Ашкеназкий равв наотрез отказался заниматься вопросом детей Герцеля. Тогда А. Фельдштейн обратился к сефардскому равву. Что хорошо в иудаизме, это то, что если нельзя, но очень хочется, то всегда можно найти другое положение Галахи, которое, если не отменяет, то обходит первое.
Было несколько причин почему не разрешали хоронить детей Герцеля на еврейском кладбище рядом с отцом: Ганс принял христианство и покончил жизнь самоубийством. Сефардский раввин сказал, что даже принявший христианство еврей, все равно остается евреем. На всякий случай, профессор Фельдштейн выяснил, что в конце своей жизни, будучи студентом в Лондоне, Ганс вернулся в лоно иудаизма, посещал лондонскую синагогу, о чем имеются записи в синагоге (равв проверил этот факт). Потом сефардский раввин нашел положение в Галахе, которое утверждает, что, если человек перед самоубийством находился в состоянии ужаса и паники (харада), то акт самоубийства можно рассматривать по-другому, не как самоубийство.
Когда профессора Фельдштейна спросили, зачем он положил столько сил и времени на это мероприятие, он ответил, что почитал своим долгом исполнить волю Герцля. « Как сионист, как гражданин Израиля, образованием которого мы обязаны Герцлю, я просто не мог поступить иначе!»
Лагерь религиозных ортодоксальных евреев противился захоронению детей Герцля до последнего момента. Вот лишь один пример того, о чем писали газеты тех дней:
«Предложение перезахоронить в Израиле останки двух детей основоположника сионизма Биньямина-Зэева (Теодора) Герцля вызвало резкие возражения со стороны депутатов кнессета от религиозных партий. Останки Паулины и Ганса Герцля, которые покоились на еврейском кладбище города Бордо (Франция), уже находятся по дороге в Израиль. Тем не менее, депутаты заявляют, что церемония перезахоронения придаст легитимацию ассимиляции и переходу в христианство.
«Они должны были оставаться во Франции», - заявил парламентарий Авраам Равиц («Яадут а-Тора»). Он также сообщил, что не намерен присутствовать на церемонии перезахоронения, которая должна состояться в среду на кладбище на горе Герцля в Иерусалиме. Подобные заявления сделали и другие депутаты-ортодоксы – даже вопреки утверждению главного сефардского раввина Израиля Шломо Амара, который сказал, что сын Герцля, крещенный в юные годы, перед смертью вернулся к иудаизму.
«Не забывайте, что дети Герцля изменили своей религии», - сказал Равиц и добавил, что «по Галахе, есть специальное место для захоронения таких людей, и это место – не на еврейском кладбище».
И все-таки церемония перезахоронения состоялась! Состоялась 20 сентября 2006 г.
В церемонии перезахоронения приняли участие многие официальные лица, члены правительства и депутаты кнессета. Глава правительства Эхуд Ольмерт произнес речь, в которой напомнил, что « 57 лет назад в Иерусалим были привезены останки самого Биньямина Зеэва Герцля. Его похороны не были маршем скорби, - напомнил Ольмерт слова Давида Бен-Гуриона, произнесенные 57 лет назад. – Это был марш в бессмертие.»
Ольмерт отметил, что « каждый год в Иерусалиме проходит церемония памяти Герцля, перед которым народ Израиля всегда будет пребывать в неоплатном долгу.
Этой церемонией завершается определенный исторический цикл, - сказал премьер министр, - важнейший этап в истории еврейского народа, который невозможно переоценить.»
Ольмерт поблагодарил главного сефардского раввина Израиля
Шломо Амара за усилия по реализации перезахоронения останков детей Герцля в Иерусалиме и профессора А. Фельдштейна. Он сказал, что в самом факте сотрудничества раввинов в осуществление воли Герцеля, он видит возможность налаживания диалога между светским и религиозным населением Израиля.
Иногда я провожу экскурсии на горе Герцля. Начинаем мы с недавно построенного музея Герцля (музей немного пафосный, но при этом довольно милый). Потом мы направляемся к самой могиле Герцля. Но прежде чем перейти к пантеону еврейского государства, я обязательно подхожу к секции, где покоятся родные и близкие Т. Герцеля. При этом меня не покидает чувство, что актом перезахоронения своих родных на израильской земле, Герцель хотел не только воздать им честь. В этом акте я вижу продолжение идеи сионизма.
Возможно он хотел нам сказать, что так называемое, «естественное право евреев на Эрец Исраэль», о котором немало спорят и размышляют, запечатлено не только в Танахе (еврейской Библии) или в фактах истории нашего региона – евреи здесь жили, у них было свое государство и проч.
«Естественное право» утверждается костями наших предков, которые покоятся в этой земле, и как бы прорастают в нее корнями.